Цель программы - психолого-педагогическая поддержка и комплексная реабилитация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства. Методология заключается в создании особой среды, обеспечивающей оптимальные условия для оздоровления и психолого-педагогической реабилитации детей.

Основные компоненты проекта

1. Оздоровительный компонент

Задача оздоровления имеет первостепенное значение, поскольку многие дети ослаблены, имеют хронические соматические заболевания. Проводятся стандартные для детских оздоровительных лагерей курсы оздоровительных процедур.

2. Диагностический компонент

Диагностический инструментарий включает несколько групп методов:

  • Стандартизированные психологические методики (тест Айзенка)
  • Проективные психологические методики (тест Люшера, «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное»)
  • Специализированные диагностические методики, разработанные непосредственно для данного проекта (модификация методики «Незаконченные предложения», тест «Ромашка»)
  • Наблюдение
  • Анализ продуктов деятельности

По завершении диагностической работы составляется общая социально-психолого-педагогическая характеристика детей.

3. Коррекционно-реабилитационный компонент

По результатам диагностического этапа формулируются следующие цели коррекционно-реабилитационного этапа: Развитие произвольности поведения и эмоционального самоконтроля, Развитие навыков конструктивного общения, Развитие самосознания, повышение самооценки, Развитие общей осведомленности, Формирование толерантности. Данные цели реализуются с помощью различных методических средств.

4. Досуговый компонент

Досуговый компонент программы выполнялется в тесном взаимодействии вожатского отряда и воспитательного коллектива, сопровождающих детей. Работа кружков строится по возрастным подгруппам с учетом режима работы лагеря и плана мероприятий. Проводятся внутриотрядные и общелагерные мероприятия различной направленности, дискотеки. Так, учитывая психологические особенности детей данной категории, в частности их быструю утомляемость, боязнь сцены и др., план-сетка смены может быть сознательно упрощена и адаптирована к детям.

5. Экскурсионный компонент

При организации экскурсий ведущими принципами являются посильность нагрузки и эмоциональная насыщенность. Во время экскурсий главной задачей вожатого является личная заинтересованность каждого ребёнка в получении новой информации. Воспринимая экскурсионную поездку как увлекательную игру и принимая правила этой игры, например, участвуя в конкурсе на внимательность, ребенок намного легче понимает и запоминает не очень интересный (для него) экскурсионный материал.

6. Методический компонент

Методическая работа имеет несколько составляющих:

  • Разработка методического инструментария. Специфика контингента детей и психолого-педагогических задач потребовала особого инструментария, как диагностического, так и коррекционного. Разработка этих методов осуществляется педагогическим коллективом под руководством старшего педагога и психолога-методиста.
  • Специализированная подготовка педагогов. Все педагоги-психологи проходят обучение в инструктивно-методическом лагере и регулярно посещают семинары по подготовке общелагерных мероприятий.
  • Ежедневные содержательные планерки. Планерки имеют как организационную, так и аналитическую функцию. Во время планерки проходит анализ проделанной работы, обсуждалиются удачные находки и изыскиваются пути разрешения сложных ситуаций.
  • Методическая помощь и методическое руководство. Старший педагог и психолог-методист осуществляют непрерывное методическое руководство, посещают отрядные мероприятия, отслеживают организацию режимных моментов, помогают составлять сценарии психогимнастических занятий и отрядных мероприятий, по мере необходимости оказывая методическую помощь. Так как ведущим видом деятельности и наилучшим способом познания мира для таких детей является игра, то именно в игровой форме мы и проводили коррекционную работу. Безусловно, у каждой игры есть свои правила, будь эта игра на 1 час или на 42 дня, и самое интересное, что ребята принимали «правила игры» и жили по ним, пусть по началу это было и нелегко. Главное - это выполнение правил всеми участниками игры, тогда детям будет легче к ним привыкнуть и с их помощью открывать для себя новые грани своих возможностей.

Смотреть еще смены для детей